суббота, 26 октября 2013 г.

Лувр, Моавитский камень



      Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень») представляет собой чёрный базальтовый артефакт, содержащий надпись, сделанную в IX веке до н. э. царём Моава по имени Меша (библ. Меса — 4Цар.3:4). Стела была обнаружена эльзасским священником Ф. А. Клайном в августе 1868 года в Дибане (библейский Дивон, столица Моава) на территории современной Иордании. Надпись на моавитском языке, по-видимому, имела более 35 строк, из которых первые 30 прекрасно сохранились, следующие за ними строки представляют лишь обрывки фраз, и по меньшей мере две заключительные строки полностью погибли. Размер стелы. Высота 124 см. Ширина 71 см. Верхние углы скруглены. Имеет небольшое сужение к верху. Ныне находится в Лувре. Это самая подробная надпись, повествующая о древнем Израиле. Она была воздвигнута царём Меша в память о его победах и восстании против Израильского царства, которое он совершил после смерти Ахава. Через год после открытия данного артефакта местные арабы, услышавшие, что стелу увезут, разбили её на множество фрагментов. К счастью, Шарль Симон Клермон-Ганно до этого со стелы снял бумажный слепок (папье-маше), что позволило позже собрать и восстановить значительную часть артефакта.

БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Глава: Моавитский камень

      Самое древнее упоминание о Боге Израиля (YHWH — имя, произно­симое, по мнению большинства ученых, как Яхве) вне Библии со­держится в надписи на Моавитском камне, найденном в 1868 г. в Трансиордании (ныне — Иорданское ко­ролевство). Этот монумент был воз­двигнут около 840 г. до н.э. в Дивоне моавским царем Мешей. Бог Моава Хамос, говорится в надписи, раз­гневался на свою страну и позволил Амврию, царю Израильскому, угне­тать ее.
      Но в правление Меши Ха­мос смягчился и помог вернуть от­торгнутую территорию. Одержав победу, Меша с триумфом возвра­тился домой, пригнав «из Нево Хамосу» израильских пленных и при­неся драгоценные сосуды, ранее принадлежавшие Яхве. То, как Ме­ша описывает своего бога, в прин­ципе похоже на библейские отно­шения между Богом и Израилем. Однако заметим, что в Библии гнев Бога всегда вызван какими-то грехами Израиля; гнев Хамоса вспыхи­вает беспричинно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий